Модульная технология в обучении химии: инновации в школьном образовании

Формирование химических знаний в процессе проведения лабораторно-практических работ в курсе химии средней школы   глазкова оксана владимировна Дипломы по химии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА

1. АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ИХ МЕСТО В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 5

1.1. Современные формы преподавания химии в старшей школе 5

1.2. Активные формы преподавания, их особенности и классификация 9

1.3. Теоретические предпосылки использования активных методов на уроках химии в старшей школе 17

ГЛАВА

2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА НА УРОКАХ ХИМИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 33

2.1. Методы исследования 33

2.2. Организация исследования 35

ГЛАВА

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ АКТИВНЫХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ХИМИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 37

3.1. Диагностика актуального уровня знаний по раздела «Органические соединения» 37

3.2. Развивающий комплекс заданий с применением активных форм на уроках химии по теме 41

3.3. Оценка эффективности разработанного комплекса 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52

ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Организация деятельности в режиме кейс-технологии.

Организация деятельности в режиме кейс-технологии.

  • Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию;
  • Преподаватель готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц. А при наличии возможности использовать на занятии Интернет кейс. Как отмечалось выше, он представляет из себя список интернет — ссылок.
  • Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.
  • После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и происходит выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.
  • Преподаватель совместно с обучающимися подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).
Типы кейсов (Гарвардская школа) Создание проблемной ситуации Подготов-ка кейса Содержание кейса Выбор, созда-ние итогового решения
Обучающий кейс (Case-stated method).Stated— уста-новленный, зафиксиро-ванный Преподава-тель задает, определяет проблему Педагог го-товит кейс Кейс содер-жит 2-3 гото-вых варианта решения по рассматрива-емой проблеме Обучающимся предлагается высказать свои мнения. И в итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, ком-ментируя точки зрения обуча-ющихся.
Аналитичес-кий кейс (Case -incident method). Incident-при-сущий, свой-ственный, связанный Преподава-тель задает, определяет проблему Педагог го-товит кейс Кейс содер-жит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое ко-личество ин-формацион-ных источни-ков по рас-сматриваемой проблеме Обучающиеся должны выб-рать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса
Эвристичес-кий кейс (Case-problem method).Problem— проблема, проблемная ситуация Преподава-тель опре-деляет проблему в общих чер-тах, обуча-ющиеся конкретизи-руют проб-лему (для младших школьников конкретиза-цию проб-лемы может также осу-ществить преподава-тель) Преподава-тель гото-вит началь-ный кейс. Обучающи-еся его до-полняют при необходи-мости Кейс содер-жит некоторое количество информаци-онных источ-ников по рас-сматриваемой проблеме, мо-жет содержать некоторые ва-рианты реше-ний, иллюст-рирующие примеры и пр. Обучающиеся должны выст-роить собствен-ное обоснован-ное решение, опираясь на ма-териалы гото-вого кейса.Возможно, для обоснования своей точки зрения, обучаю-щиеся дополня-ют кейс новой информацией
Исследова-тельский кейс (Case-study method).Study- исследование Преподава-тель опреде-ляет проб-лемное нап-равление, обучающие-ся самостоя-тельно зада-ют проблему (младшим школьникам необходимо помочь в формулиров-ке проблемы) Преподава-тель гото-вит началь-ный кейс, обучающие-ся его до-полняют Кейс содер-жит некото-рое коли-чество инф. текстов по рассматрива-емой пробле-ме Обучающиеся предлагают собственное решение. Для обоснования своей точки зрения либо до-полняют гото-вый кейс новой информацией, либо, в зависи-мости от реше-ния, готовят новый кейс

II. МЕТОДИКА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ

1. Для чего? (Определение целей, задач и функций внеурочной работы).

2. Что? (Определение содержания внеурочной работы).

3. Как? (Разработка и реализация методики внеурочной работы).

При реализации и разработке методики важно учитывать закономер ности внеурочной работы, к сожалению, в литературе практически не сформулированные. З а к о н о м е р н о с т и внеурочной работы- это объективные, повторяющиеся связи между психолого-педагогическими, дидактикометодическими процессами и химическими объектами, характеризующими внеурочную работу

В качестве важнейших закономерностей, влияющих на внеурочной работы, следует выделить следующие зависимости: 1) социальный заказ общества; 2) цели внеурочной работы; 3) содержание внеурочной работы; 4) особенности данного типа учебного заведения; 5) интеллектуальные возможности преподавателя химии; 6) индивидуальные возможности учащихся; 7) реальные условия, в которых внеурочная работа протекает (учебно-материальные, санитарногигиенические, эстетические, эргономические, моральнопсихологические). Одной из ведущих закономерностей внеурочной работы является зависимость результатов внеурочной работы от оптимальной реализации ее структурных и функциональных компонентов

З а к о н о м е р н о с т и внеурочной работы- это объективные, повторяющиеся связи между психолого-педагогическими, дидактикометодическими процессами и химическими объектами, характеризующими внеурочную работу. В качестве важнейших закономерностей, влияющих на внеурочной работы, следует выделить следующие зависимости: 1) социальный заказ общества; 2) цели внеурочной работы; 3) содержание внеурочной работы; 4) особенности данного типа учебного заведения; 5) интеллектуальные возможности преподавателя химии; 6) индивидуальные возможности учащихся; 7) реальные условия, в которых внеурочная работа протекает (учебно-материальные, санитарногигиенические, эстетические, эргономические, моральнопсихологические). Одной из ведущих закономерностей внеурочной работы является зависимость результатов внеурочной работы от оптимальной реализации ее структурных и функциональных компонентов.

П р и н ц и п ы внеурочной работы по химии — это вытекающие из закономерностей внеурочной работы исходные положения, руководствуясь которыми мы осуществляем систему внеурочной работы. Оптимальных результатов во внеурочной работе можно добиться при учете основных ее принципов. Это следующие принципы: 1) направленность (социальная, методологическая, гуманистическая, экологическая, гуманитарная, валеологическая, профессиональная, культурологическая, страноведческая, общественно полезная, мировоззренческая, формирующая); 2) научность, системность; 3) добровольность; 4) индивидуализация, 5) преемственность;

Что такое кейс-технология?

индустриальной к информационной культуресайты в сети Интернет

  • Метод представляет собой разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
  • Метод выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
  • Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса», который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

Преимущества кейс-метода

Преимущества для обучающихся, которые может получить преподаватель, практикующий кейс-метод.знания по тому или иному курсу

Компетентности Их характеристика
Способность принимать решения Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.
Способность к обучению Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации
Системное мышление Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ
Самостоятельность и инициативность Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности
Готовность к изменениям и гибкость Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям
Способность работать с информацией Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую
Упорство и целеустремлённость Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров
Коммуникативные способности Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт
Способность к межличностным контактам Умение слушать и понимать собеседника
Проблемность мышления Умение вырабатывать модели решения проблем
  • Формирование и развитие информационной компетентности.
  • Развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
  • Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости.
  • Формирование понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения позитивного результата, особенно в ситуациях работы в группе.

Классификация «кейсов.

  • практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;
  • обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
  • научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Содержание кейса Цель создания кейса Основная обучающая, образовательная задача кейса
Практический кейс Жизненные ситуации Познание, пони-мание жизни Тренинг поведения
Обучающий кейс Учебные (ус-ловные) ситуации Понимание ти-пичных характе-ристик ситуации Анализ, осмысливание
Научно-иссле-довательский кейс Исследователь-ские ситуации Создание моделей ситуаций Исследование, проектирование

практического кейсаОбучающий кейсисследовательского кейса

  • соответствовать чётко поставленной цели создания;
  • иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
  • быть актуальным на сегодняшний день;
  • быть ориентированным на коллективную выработку решений;
  • иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения), чем провоцировать дискуссию.

III. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение, 1987; 2) Дьякович С. В. Формы и виды внеклассной работы по химии в средней школе. Новосибирск.- 1976; 3) Методика преподавания химии /Под ред. Н. Е. Кузнецовой.- М.: Просвещение, 1984. В чем состоят, на Ваш взгляд, достоинства и недостатки в определении понятия каждым автором?

2. Внеурочную работу по химии рекомендуется планировать перспективно на все годы обучения учащихся в школе, на учебный год и более детальное на полугодие. Спланируйте внеурочную работу по химии на период прохождения Вами педагогической практики в школе. Выделите в плане внеурочной работы следующие разделы: 1) организация и проведение кружков занятий; 2) проведение дополнительных занятий с отстающими и сильными учащимися; 3) оснащение химического кабинета наглядными пособиями, изготовленными силами учащихся;

4) оформление и обновление стендов: «Химический словарь», «Химический календарь», «Новое в химии и химической промышленности», «Химия в профессии», Готовься к экзамену»; 5) организация и проведение Декады химии.

3. Изучите книги В. Н. Коновалова и А. С. Семенова по охране труда и техники безопасности. Как рекомендуется проводить инструктаж по технике безопасности (вводный, периодический, повторный, текущий, заключительный)? Составьте таблицу о пределах взрывоопасности горючих газов, используемых во внеурочной работе (аммиак, водород, ацетилен и др.) 4. В ряде опытов («Управление огнем», «Выдувание огня» и др.) применяется диэтиловый эфир, использование которого требует особого внимания (вследствие летучести, тяжести образуемых им паров, пожаро- и взрывоопасности, активного физиологического воздействия на организм).

Почему после демонстрации опытов эфир (в склянке из темного стекла) следует прятать и хранить в темном прохладном месте?

5. С какой целью организуется анализ результатов внеурочной работы по химии? Какими критериями необходимо руководствоваться при оценке результативности методики внеурочной работы по химии?

10 основных правил для анализа кейса

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.  Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.
Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.
Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.
Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.
Составление основательного анализа имеющейся ситуации.
Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.
Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».
Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы
Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.
Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

Оцените статью